Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей. Однако, на своих занятиях учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку .Занятия построены на работу с причиной возникшей трудности , собственно, так и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Целью работы учителя-дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Школьный дефектолог организует:
- проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
- проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
- консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
- ведение документации.
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика- есть трудности с письмом, есть трудности с письмом- есть трудности со связной речью.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый -нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются Высшие Психические Функции ( память, мышление, анализ и синтез и др.).
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ,ребенок в дошкольном возрасте пропустил изучение представления о цвете, форме, размере и др. А это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». В этом направлении дефектолог: работает над :обогощением словаря, углубление понимания уже известных слов, активизацией словаря( введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте);устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.
Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.
Рекомендации дефектолога родителям:
- Постоянно разговаривайте с детьми.
Обсуждайте каждое действие и помогайте ребенку говорить о том, что он видит, какие люди его окружают, чем они занимаются в данное время. - Общайтесь с ребенком спокойно.
Проговаривайте фразы с доброжелательной интонацией. Если он не понимает инструкцию , постарайтесь понять, что он не «балуется»,а ему ,правда, тяжело адекватно переработать информацию и ваш крик только напугает его. - Задавайте прямые вопросы и выдерживайте паузу, позволяя ребенку обдумать ответ и произнести его.
Если ребенок затрудняется ответить, задавайте вопрос с союзом «или». Например: «Девочка бежит или идет?». Так ребенку будет проще выбрать ответ. - Слушайте звуки вместе с ребенком.
Проговаривайте что вы слышите: лай собаки, шум листьев, дождя, ветра. А после задайте вопрос: «Что слышишь ты?». - Развивайте вместе память и внимание.
Расскажите ребенку небольшую историю, а после попросите пересказать услышанный рассказ. Или спросите его что он видел в мультфильме, что было в школе и т.д. - Всегда проводите занятия в спокойной обстановке и игровой форме.
Это позволит малышу расслабиться, развить память и сосредоточить внимание.